Поиск...

22.02.2011

Виды книжных переплётов


Двадцать первый век шагает по планете, но многие всё равно считают настоящими книгами только бумажные, только напечатанные за счёт издательств, да ещё и не простых, а крупных. Инерция мышления такова, что электронные книги признают нескоро. Так что деревья продолжают жестоко уничтожаться ради изготовления бумаги. Что ж, рассмотрим разновидности бумажных изданий, классифицируя их по переплёту.
Термосклейка

Берётся стопка напечатанных страниц и для начала вкладывается в специальный фрезерный станок. На той грани, где будет корешок, проделываются перпендикулярные канавки.

Затем эта грань опускается в разогретый клей (потому и называется «термосклейка»). Вынимается – и сверху к ней прилепляется обложка. Благодаря канавкам клей прикасается и к ней.

Иногда используется качественный финский клей. Тогда книжка может прослужить даже полгода. Но чаще всего такая продукция разваливается, как рассыпается постранично, так и пучками страниц. Мне доводилось видеть девушку, которая носила учебник английского языка в полиэтиленовом пакете в виде вороха листов.

Знаете, как проверяют прочность термосклейки? Очень просто: методом выдёргивания. Если страницы не вырываются сразу, то книжка считается качественной. Хотя, конечно, дешёвое качественным быть не может.

Термосклейка по-настоящему пригодна лишь для изготовления журналов. Они не очень толстые, и напряжение на корешок при раскрывании издания небольшое.
Скобочное крепление

Используется в брошюрах. Пара скобок на фальце (сгибе) – и издание не развалится. Таким же образом изготавливают не очень толстые школьные тетрадки.

Скобками нередко скрепляют и книги в мягких обложках. Тогда они точно не рассыпаются. Правда, это выглядит не так «солидно», поэтому тщеславные графоманы, печатающиеся за свой счёт, предпочитают «престижную» термосклейку.
Твёрдый переплёт

Так называется комплект твёрдой обложки и переплёта книжного корешка. Напечататься в такой книге – розовая мечта любого графомана. Ведь издания в твёрдом переплёте считаются самыми лучшими.

Это писателям совершенно параллельно, в какой книжке выйдет текст, лишь бы гонорар получить.

Но графоманы кичатся друг перед другом, мол, ты в мягкой обложке вышел, а я – в твёрдом переплёте, поэтому я талантливей.

Между тем, издательства вовсю доят графоманов, играя на их тщеславии. Активно распространяют мнение, что только напечатанная книга действительно является показателем литературного успеха. Мол, нет книги – значит, не писатель.

Вот и продают графоманы фамильные драгоценности, собирают сумасшедшие суммы, чтобы доказать всем, что они – настоящие писатели, напечатавшиеся. Хотя всё равно ведь остаются графоманами.

Ну да ладно, не будем о больных. Переходим к практике самиздата. Термосклейку сразу же отвергаем как совершенно непригодную. Рассмотрим скобочное крепление и переплёт.

Вариант первый: вы напечатали на принтере чей-то роман и хотите скрепить пачку листов (не более пятидесяти) в единое целое.

В этом случае вам нужен степлер средней мощности, способный эти самые пятьдесят листов прокусить.

Кладём всё на стол и нажимаем на степлер сверху, прилагая свой вес. Хрясь! – одна скобка вошла. Хрясь! – ещё одна. Нужно штук пять, приблизительно равномерно распределённых по всей длине листа А4. И, конечно, на одной линии (которую вы прочертили карандашом под линейку). Готово?

Теперь можно сверху клеить какую-нибудь обложку. Или просто покрыть прозрачной клейкой плёнкой. Тут уж широкое поле для изобретательства.

Вариант второй: нужно скрепить очень толстую пачку листов, например, двести штук.

Зажимаем стопку между досками с помощью струбцин, вооружаемся электродрелью и тонким длинным сверлом, проделываем ряд аккуратных дырочек. Десятка должно хватить.

Затем берём иглу с толстой ниткой и осуществляем этот самый переплёт, пройдясь по дырочкам как можно больше раз. После этого клеим обложку.

Теперь о твёрдой обложке. Она крепится с помощью ткани. То есть, полоски ткани шириной сантиметров пять должны быть присоединены с обеих сторон переплёта. Например, пришиты во время процесса прохода иглой и ниткой по дырочкам. Или прищёлкнуты скобками степлера. Но только на половину своей ширины. Ко второй половине клеится прочный негнущийся картон. Один кусок – с одной стороны, а второй – соответственно, с противоположной. То бишь, с нижней и с верхней.

После этого производится макияж и прочая косметика. Форзацы заклеиваются, чтобы никто не видел ткань. Картон покрывается чем-нибудь красивым. В смысле, тоже заклеивается. Вместе с корешком, нередко представляющим собой тоже ткань, но заклеенную сверху материалом обложки.

Если вы решили устроить у себя дома переплётную мастерскую, то, кроме инструментов, понадобится опыт. Навыки. Значит, нужно собрать как можно больше ненужных листов бумаги и тренироваться на них до тех пор, пока не начнёт получаться что-то более менее эстетичное и удобное в использовании.

Во всех случаях печатать нужно либо на лазерном принтере, либо на струйном, но только чёрной и только пигментной краской (то есть, водостойкой). Цветной пигментной краски не бывает, поэтому иллюстрации – только на лазерном. Поскольку лазерную печать трудно назвать дешёвой, то постарайтесь свести цветные элементы к минимуму.

Касаемо изготовления брошюр, состоящих из одной тетрадки, для начала нужно освоить вёрстку. Если вы это сделаете, то согнуть листы в тетрадь формата А5, проколоть в фальце (сгибе) дырочки шилом и вставить туда скобки не составит большого труда. Хотя, конечно, такие брошюры обычно делают листов из двенадцати, не больше.

4 комментария: